Наш университет ведет свою историю с 1949 года, когда на базе Белоцерковского педагогического училища был образован учительский институт иностранных языков.
В 1953-1954 учебном году учительский институт был преобразован в педагогический институт иностранных языков.
9 сентября 1954 года институт был переведен из города Белая Церковь Киевской области в город Горловка Сталинской (позже Донецкой) области и назван Горловским государственным педагогическим институтом иностранных языков имени Н.К. Крупской, который стал первым высшим учебным заведением в городе.
Педагогическую деятельность Горловский пединститут начинал с двух факультетов – английского и французского языков, постепенно развиваясь и работая над расширением и усовершенствованием своей материально-технической базы, увеличением лицензионного объема специалистов, введением новых специальностей.
Создание в Горловке высшего учебного заведения, безусловно, повлияло на общественную и культурно-спортивную жизнь города. Так, была начата традиция проведения регулярных методических семинаров по английскому и французскому языкам, которые обеспечивали квалифицированную помощь местным учителям.
Умные и активные в обучении студенты института творчески подходили и к организации своего досуга. В 1962-1963 учебном году в институте начали работать кружки художественной самодеятельности: хорового и сольного пения, танцевальный, драматический кружки, духовой оркестр.
Руководителями этих кружков работали специалисты в области музыкального искусства, вокала, хореографии, преподаватели специализированных кафедр института. В эти годы из числа студентов было подготовлено немало спортсменов-разрядников по видам спорта культивируемых в институте: футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика, легкая атлетика, гандбол, стрельба, туризм, настольный теннис.
Насладиться каникулами и отпусками студенты и преподаватели могли в живописном уголке Донецкой области на берегу реки Северский Донец, где в июле 1963 был основан спортивно-оздоровительный лагерь «Альтаир».
В конце 1970-х годов осуществлен переход Горловского пединститута на подготовку учителей по двум специальностям: «учитель английского и немецкого языка» и «учитель французского и немецкого языка» со сроком обучения – 5 лет. Первый выпуск специалистов по двум языкам на факультетах английского и французского языков состоялся в 1979 году.
В течение 1980-1990-х годов в институте выросло количество студентов, были открыты новые специальности и факультеты, увеличился состав преподавателей и сотрудников, в том числе специалистов высокой квалификации. Крепли и активно развивались международные связи с США, Германией, Францией.
В начале 2000-х годов узкопрофильный вуз расширил материально-техническую базу, увеличил количество факультетов и лицензионный объем: учебный процесс института продолжался в 8 учебных корпусах где на 8 факультетах обучалось почти 3500 студентов.
Студенты активно пользовались библиотечным фондом, который составлял более 27 тысяч экземпляров учебной, методической, научной и художественной литературы, фондами ресурсных центров. Гордостью библиотеки является коллекция старопечатных книг.
Нового размаха достигло международное сотрудничество. Были заключены договоры с высшими учебными заведениями Европы.
В 2012 году институт вошел в состав Донбасского государственного педагогического университета как обособленное структурное подразделение «Горловский институт иностранных языков».
В институте в 2012 был создан учебно-научный центр, основной задачей которого стала подготовка абитуриентов и учащихся общеобразовательных школ к поступлению в вузы (подготовительные курсы, «Школа английского языка», «Школа творческого потенциала «Всезнайка»), переподготовка для получение второго высшего образования по многим специальностям, заочное образование.
С октября 2014 года Горловский институт иностранных языков начал свою деятельность под управлением Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики. Были сформированы три факультета (филологический, гуманитарный, факультет славистики) и учебно-научный центр довузовской подготовки, переподготовки и заочного обучения.
Сохраняя и приумножая славные традиции, профессорско-преподавательский состав Горловского института иностранных языков продолжил осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, которые сегодня не уступают на рынке труда специалистам из других регионов Российской Федерации.
Важным преимуществом ГИИЯ стало предоставление студентам возможности получать две и даже три специальности в пределах стандартной академической программы образовательной организации высшего профессионального образования. Вуз готовит специалистов по программам высшего профессионального образования
(ОУ «Бакалавр» и ОУ «Магистр») и дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки. При институте работает аспирантура и докторантура.
В августе 2016 года состоялся выпуск почтовой марки, посвящённой
ГОУ ВПО «Горловский институт иностранных языков». 31 августа прошло гашение марки специальным штемпелем на конверте Первого Дня.
В 2019 году Горловский иняз перешагнул свой 70-летний юбилей, наполненный интеллектуальными инвестициями, осуществленными десятками поколений преподавателей, студентов и выпускников, которые определяют неповторимый образовательный и научный профиль института. Залогом успешной исторической поступи института стали такие законы динамического развития, как автономия и неподвластные времени и пространству академические ценности. В честь юбилея вуза состоялось торжественное открытие Культурно-образовательного центра, ставшего популярным местом среди студентов иняза.
Институт активно приращивает и совершенствует материально-техническую базу и аудиторный фонд. Так, открылся ряд тематических аудиторий на факультетах: Бунинская аудитория к 150-летнему юбилею выдающегося русского писателя И.А. Бунина; аудитория имени В.И. Даля; аудитория имени Петра I.
В институте действуют студенческие научные кружки, проблемные группы, профком студентов, студенческий совет, совет молодых ученых, студенческое научное общество, медиацентр «FOCUS». В стенах вуза ведут свою деятельность центр «Оберег» и патриотический клуб «Отечество», работает военно-исторический центр
им. А.В. Суворова, целью деятельности которых является сохранение исторической памяти и приумножения культурного наследия русского народа.
В 2014 году на базе института стало развиваться добровольческое движение «Студенческое сердце». Студенты объединились в таких добровольческих проектах, как
«Твори добро» «Поющие клоуны. Горловка», «Помни о стариках», «Плечом к плечу», «Рюкзачок поддержки» и … Об этом свидетельствует успех в подготовке и проведении с 2018 года ежегодного Международного форума «Доброволец Республики», который объединяет волонтерские сообщества Российской Федерации и других стран.
Мы гордимся достижениями студенческого педагогического отряда ГИИЯ «Штурманы детства», участники которого работают с разными возрастными группами детей. СПО осуществляет свою деятельность на территории ДНР, ЛНР, РФ и других стран мира. Отряд имеет свою структуру, историю, атрибутику, социальных партнеров, участвует в различных форумах, слетах, научных конференциях. Бойцы студенческого педагогического отряда проводят занятия для желающих стать вожатыми и осуществляют это благодаря проектам «Школа вожатого», «Школа юного вожатого», «Интернет-брендинг педагогического отряда», онлайн-лагерь «Время штурманов».
С 2010 года при кафедре мировой литературы и сравнительного литературоведения действует студенческий театр «Недоросли».
При институте на постоянной основе работает психологическая служба, представляющая собой структурное подразделение, предназначенное для психологической помощи и поддержки, а также, сопровождения педагогического процесса в институте.
Коллектив вуза всегда отличался особой мобильностью в различных сферах деятельности института. Мы открыты к новому, поэтому для нас интеграция в российское образовательное пространство стала естественным результатом развития образовательной организации. 25 июня 2021 года вуз получил Свидетельство Российской Федерации об аккредитации.
30 сентября 2022 года В.В. Путин подписал договоры о присоединении к России самопровозглашенных ДНР и ЛНР, а также Херсонской и Запорожской областей.
Данное событие ознаменовало новый этап исторического развития нашего вуза, который с новыми силами готовился стать полноправным высшим образовательным учреждением в составе Российской Федерации.
Процесс воссоединения Донбасса с исторической Родиной даёт мощный стимул к развитию, восстановлению и процветанию на благо государства.
В 2022 году на базе ГОУ ВПО «Горловский институт иностранных языков» в соответствии с приказом МОН ДНР от 29.04.2022 г. № 306 создан диссертационный совет 02.2.010.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук по специальностям: 5.9.5. Русский язык. Языки народов России, 5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации.
11 апреля 2023 года Согласно Приказу Министерства просвещения Российской Федерации № 257 от 11 апреля 2023 года Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горловский институт иностранных языков»
перешло в федеральное подчинение и переименовано в федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Донецкий государственный педагогический университет».
В январе 2024 году был представлен обновленный фирменный стиль Донецкого государственного педагогического университета, который совмещает в себе дань прошлому, целеустремленность настоящего и уверенность в будущем.
Стиль ДГПУ 2024 года – это не просто новый образ, это подтверждение уникальности, современности и конкурентоспособности нашего университета.
Многолетний опыт подготовки высококвалифицированных педагогов, большая научная и методологическая база, славные традиции, трудовой коллектив преданных своему делу патриотов получили заслуженное внимание и признание на федеральном уровне.
В 2024 году Донецкий государственный педагогический университет (Горловский институт иностранных языков) отмечает свое 75-летие, имея значительные достижения в области профессиональной подготовки специалистов, научной и методической деятельности, воспитательной работы со студентами.
С 2023 года ДГПУ является соорганизатором Учебно-педагогического округа с участием Министерства образования и науки ДНР и ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского». Функционирование учебно-педагогического округа направлено на развитие кадрового потенциала системы образования региона, на распространение результатов исследовательской деятельности и тиражирования инновационных практик, на допрофессиональную подготовку и профориентацию обучающихся, на организацию совместных мероприятий с обучающимися психолого-педагогических классов, на проведение мероприятий с организаторами психолого-педагогических классов округа.
В ДГПУ организована и осуществляет свою работу Инновационная образовательная площадка «Сетевая региональная модель формирования психолого-педагогической составляющей гражданско-патриотической идентичности в процессе подготовки будущих учителей новых субъектов Российской Федерации», которая, согласно приказу Минобрнауки России № 28 от 19.01.2024 г., получила статус Федеральной инновационной площадки на 2024-2026 гг. Инновационная образовательная площадка была создана с целью разработки, апробации и внедрения региональной модели формирования психолого-педагогической составляющей гражданско-патриотической идентичности личности учителя в новых субъектах Российской Федерации.
В 2024 г. на базе университета был создан Научный центр Российской академии образования в Донецкой Народной Республике. Создание научного центра РАО на базе университета направлено на достижение нового качественного уровня развития образования и науки в Донецкой Народной Республике через реализацию совместных инновационных проектов, а также на организацию и проведение фундаментальных и поисковых научных исследований в сфере педагогики, психологии, возрастной физиологии и других наук об образовании.
В университете функционирует 8 научных школ по приоритетным направлениям педагогики, психологии, истории и филологии: «Коммуникативные позиции русского языка и литературы в Донбассе: лингвокраеведческий и культурологический аспекты» (рук. – д-р филол. н., проф. Кочетова С.А.), «Историческое, культурное и образовательное пространство Донбасса: генезис, эволюция, самоидентификация» (рук. – д-р филол. н., проф. Герасименко И.А.), «Система межкультурной профессиональной подготовки педагогов: актуальные аналитические стратегии в изучении и преподавании дисциплин гуманитарного цикла» (рук. – канд. филол. н., доц. Решетарова И.В.), «Индустриализация как условие эволюции экономического и культурного развития России» (рук. – канд. ист. н., доц. Евсюкова Н.В.), «Психологическая безопасность личности в экстремальной социогенной ситуации» (рук. – канд. психол. н., доц. Андреева И.А.), «Психология современной семьи: сохранение духовно-нравственных ценностей в воспитании молодёжи» (рук. – канд. психол. н., доц. Андреева И.А.), «Традиционные и инновационные технологии воспитания гражданина в образовательных организациях» (рук. – канд. пед. н., доц. Зябрева С.Э.), «Личность педагога в трудах отечественных учёных XIX-XX веков» (рук. – канд. пед. н., доц. Рудковская И.В.).
В рамках функционирующих научных школ и кафедральных тем научных исследований были разработаны научно-исследовательские темы, которые в 2024 г. поданы на рассмотрение в Российскую академию наук для получения государственного задания на их реализацию: «Историческое, культурное и образовательное пространство Донбасса: генезис, эволюция и самоидентификация», «Формирование навыков межкультурной коммуникации в системе непрерывного педагогического образования», «Психологические детерминанты формирования духовно-нравственных ценностей современной семьи», «Традиционные и инновационные технологии воспитания гражданина в образовательных организациях», «Формирование культуры здорового образа жизни школьников средствами взаимодействия образовательных организаций и семьи».
В университете функционирует Совет молодых ученых (СМУ), который координирует научную деятельность молодых учёных, содействует профессиональному росту молодых учёных и защищает их права и интересы в сфере профессиональной деятельности. Также в университете работает Студенческое научное общество (СНО), объединяющее студентов, активно занимающихся научно-исследовательской деятельностью. Студенческое научное общество содействует развитию научного потенциала студенческой молодежи, повышению профессионального роста молодых учёных и формированию научно-педагогического резерва. Совет молодых учёных и Студенческое научное общество ежегодно организует и проводит различные научные мероприятия, в числе которых Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Чтения молодых учёных», Неделя науки, приуроченная к Дню российской науки, Республиканский фестиваль студенческой науки «Дни науки ДГПУ».
Университет в столь непростое для региона время ни на день не прекращал работу и свое развитие, мы гордимся своими успехами и причастностью к исторической поступи России. Мы будем почетно нести новое имя Донецкого государственного педагогического университета, ведь наше славное учебное заведение, труд коллектива, студенты и выпускники – достойные представители системы высшего образования, преданные своему профессиональному пути, патриоты Российской Федерации.
Преподаватели Донецкого государственного педагогического университета – настоящие корифеи своего дела. В учебном процессе они используют современные средства и методы обучения, дают возможность студентам не только получить теоретические навыки, но и успешно применять их на практике. Под руководством преподавателей студенты ДГПУ с первых курсов обучения включаются в исследовательскую деятельность и регулярно принимают участие в международных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, проектах и разработках по всем направлениям подготовки.
Университет представляет собой современное государственное многопрофильное образовательное учреждение, обладающее развитой материальной базой, высококвалифицированным кадровым составом и, конечно, талантливой молодежью. Наш вуз – это, прежде всего, единство. Единство студентов и преподавателей. К настоящему времени этот корпоративный дух уже сложился, и написанный на нашем гербе девиз «Труды рождают почести» - «Labores parlunt honores» наиболее точно характеризует главное свойство деятельности нашего вуза – упорство, настойчивость и целеустремленность.
Кузбасс – Донбасс: 75 лет Донецкому педагогическому
Донецкому педагогическому 75 лет!
Героическому подвигу учителей Донбасса
19 октября 2024, Суббота 09:10
Преемственность, развитие, прогресс: 75-лет ДГПУ
17 октября 2024, Четверг 09:10
75 лет развития и прогресса: Донецкий государственный педагогический универ...